Ой, Вань, гляди, какие клоуны…


из записок шпрехштальмейстра Владимира АНИСИМОВА

Анекдот в тему
- Как вы добились, чтобы ваш крокодил пел под цирковой оркестр? – спрашивает репортёр у дрессировщика.
- Ну так и быть, признаюсь. Дело в том, что крокодил не поёт. Поёт бегемот, спрятанный за кулисами.
- А-а-аа… Это – не интересно!

«Откуда есть пошёл казанский цирк…»
В 1883 г. казанцы впервые увидели массовое цирковое представление (антрепризу Максимилиана Труцци – итальянского артиста, приехавшего в Россию по приглашению предпринимателя Саламоновского). А первый стационарный цирк построили в 1890-м братья Никитины. Это деревянное здание простояло до 1928 г. Тогда же построили летний балаган, а в 1932 г. на Чёрном озере – и новый зимний цирк, сгоревший в 1962 г. «Тарелка» же «приземлилась» на набережной Казанки в год 50-летия Октябрьской революции. Её создателей удостоили премии Совета министров СССР. С 1973 г. это здание признано памятником архитектуры. Ни одна российская знаменитость (от В.Труцци и Ивана Поддубного) не обошла наш город стороной. А более 10 легендарных цирковых звёзд – уроженцы Казани.

Фокус над фокусником
Русский актёр Василий Давыдов:
«Вспоминаю казанский сезон 1871-1872 гг. Показывал и я фокусы. Поставили у нас старый водевиль, в котором мне пришлось играть фокусника Реготти, а тут как раз приехал в Казань известный фокусник Эпштейн. Я пошёл в театр, посмотрел из-за кулис все его фокусы, перенял кое-что у него и затем, загримировавшись Эпштейном, стал сам показывать фокусы. Эффект получился необыкновенный. Что же вы думаете? Ведь я, в конце концов, сборы-то Эпштейну подорвал!

А слабо двух быков поднять?
Казанец Николай Жеребцов (1904-1979), правнук волжского бурлака. Он, работая в цирке под псевдонимом Верден, в 1944-м придумал новый силовой аттракцион. В костюме витязя тащил расписную подводу, «гружённую» 20 богатырями. Поднимал платформу с двумя быками. А на карусели, установленной на его груди, катались 12 человек. – Я видел его «живьём», – рассказывает В.Анисимов. – Раз (в 70-е годы) смотрю – он на проходной со старичком-вахтёром беседует. Тут два парня (лет по 18) влетают, видать, хотели на халяву в цирк прорваться. Так дядя Коля взял их за шиворот, одного – в одну руку, другого – в другую и вынес (аккуратненько так) за дверь. А второй раз в троллейбусе видел. Вечером народу в нём мало. Все пассажиры сидят, как положено (двое на диванчик), а дядя Коля – один два места занял (от окна до края).

В войну в цирке было тепло и сытно
В то время здесь был лучший в городе буфет, где можно было хорошо поесть. И не на карточки, а на деньги!… В Казань с инспекцией прибыли чиновники Главного управления цирками (ГУЦ). Оценив условия жизни и работы артистов (люди сыты, спокойны, животные ухожены), они испереживались, что ГУЦ отправили в Томск, а не сюда. Известному же советскому поэту Демьяну Бедному (эвакуированному в Казань) так понравилось в нашем цирке, что он предпочёл горсоветовской квартире обычную гримёрку. Да так всю эвакуацию в ней и прожил. …Узнав о победе, люди просто очумели от радости: в цирке творилось что-то невообразимое. А потом организовали кавалькаду, «возглавляемую» дуровским слоном с деревянными щитами по бокам (на них поздравления). И так отправились по улицам.

За «рога» ответишь…
В 1972 г. в Казань приезжали Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. К их гастролям группе художников поручили нарисовать «пояс» – огромный рекламный щит. На нём – клоуны в завитушечной рамке «семейной фотографии». Поскольку Шуйдин намного ниже Никулина (что нарушало гармонию), мастера кисти изобразили Юрия Владимировича, делающим своему партнёру рожки. Щит получился ярким и прикольным. Но Шуйдин, приехавший днём раньше, увидев его, устроил настоящий скандал. Он кричал на всю околоцирковую площадь: «Вы меня опозорили, сделали из меня посмещище, рогоносца!.. Или уберёте всё это, или мы отменим гастроли… Вот Никулин приедет, он вам покажет!» Что делать? Щит снять уже нельзя, а снизу, чтобы рога закрасить, – не дотянешься. Ну, на рассвете один художник с валиком повис с крыши вниз головой, а остальные держали его за ноги. Спустя несколько часов подъезжает никулинская «Волга». Первым из неё выскакивает Шуйдин и кричит:
- Смотри, Юрка, как эти идиоты меня опозорили… рога мне нарисовали!
- Какие рога?
- Да вот эти! – и тычет клоун пальцем на панно и видит, что рогов-то никаких нету. – Но ведь здесь вчера у меня были рога!
Никулин с подозрением смотрит на Шуйдина и говорит:
- Эх, Миша, Миша, говорил же я тебе: завязывай. А то ведь это серьёзно. Если такие видения начались, надо срочно лечиться.

Страшнее тряпки оружия нет
Дрессировщица лошадей Тамара Штейн работала в казанской программе вместе с укротителем тигров Вальтером Запашным. В тот день она мыла в конюшне пол, не знала, что из клетки выбрался тигр и, пока не замеченный никем, гуляет по цирку. Драит она половицы, пятясь к выходу задом… Чувствует – кто-то тычется в её талию. Оборачивается – тигр! Со словами: «Ах ты, скотина! Лошадей моих жрать пришёл? Да я сейчас тебя прибью, подлец, этой тряпкой… Вон отсюда, паршивец!» – стала хлестать его по морде. И зверь… побежал к выходу. Позже артистку спросили:
- А не страшно было – тигр всё-таки?
Вместо ответа она… упала в обморок.

Если Вам есть что сказать или добавить, то к Вашим услугам
электронная почта


Начало страницыНачало разделаНачало сайтаКарта сайта
TopList

© GM, 2000-2005 
Сайт управляется системой uCoz