Вячеслав КОТЁНОЧКИН
(20.06.1927 - 20.11.2000)


КОТЁНОЧКИН Вячеслав Михайлович, российский кинорежиссёр-мультипликатор, художник, народный артист России (1987). Поставил фильмы: “Мы такие мастера” (1963), “Лягушка-путешественница” (1965), многосерийный “Ну, погоди!” (1969-92), “Он попался” (1981) и др. Награждён Государственной премией СССР (1988).

Он создал более шестидесяти мультфильмов, которые любили как дети, так и взрослые. Слава, которую по праву можно сравнивать со славой Уолта Диснея, пришла к Котёночкину после создания первого мульфильма “Ну, погоди!” Тогда он ещё не был задуман как сериал. Однако когда приключения Волка и Зайца показали по телевизору, со всей страны пошли сотни писем от зрителей с требованием продолжать, с вопросами: “Что же дальше?”

Интересно, что в мультипликацию режиссёра привела фамилия, которая не была псевдонимом. “Когда после войны я выбирал профессию, то подумал: фамилия моя какая-то легкомысленная. Ну какой из меня изобретатель или, скажем, политик? Задумайтесь: секретарь райкома Котёночкин. Это несерьёзно. И поэтому, когда мне представилась возможность пойти в мультипликацию, я долго не раздумывал”, рассказывал мультипликатор.

Вячеслав Котёночкин начинал работать в “Союзмульфильме” аниматором. Первой его режиссёрской работой был фильм “Мы такие мастера”. Широкую популярность заслужили у зрителей мультфильмы “Аленький цветочек”, “Лягушка-путешественница”, “Необыкновенный матч”, “Он попался” и другие.

Создателя знаменитого мультсериала “Ну, погоди!” в Советском Союзе считали миллионером. Однако от проката фильма режиссёр не получил ничего: 90 % дохода шло государству, оставшиеся 10 - Госкино.

В последние годы, несмотря на тяжёлую болезнь, Вячеслав Котёночкин продолжал много работать. Он был президентом студии “Союзмультфильм” и детского анимационного фестиваля “Золотая рыбка”. В 1999 году вышла книга его воспоминаний “Ну, Котеночкин, погоди!”.

Он скончался в Москве после тяжёлой и продолжительной болезни на 74 году жизни.


“С проката "Ну, погоди!" Я не получил ни копейки”

Одно из последних интервью

Мультипликация - искусство камерное. Вряд ли найдётся зритель, способный припомнить фамилии двух-трёх режиссёров-аниматоров. Но Вячеслава Котёночкина знают все. Всеобщую славу принесли режиссёру герои, созданные его талантом, - Волк и Заяц. Они стали всенародными любимцами, как и их одушевитель - высокий, очень застенчивый человек с седыми висками.

- Почти каждый режиссёр-мультипликатор начинает как художник. А как начинали вы, Вячеслав Михайлович?
- До войны наша семья жила на Большой Почтовой улице, я занимался в изостудии при Бауманском дворце пионеров. Участвовал в выставках, получал награды. В 1938-м случилось событие, определившее всю мою дальнейшую судьбу. Тогда для школьников впервые начали устраивать новогодние ёлки в Колонном зале Дома союзов, и нам на празднике показали сборник первых цветных советских мультфильмов. С тех пор я “заболел” мультипликацией на всю жизнь.

- Кстати, о цвете. Сейчас многие каналы телевидения показывают мультфильмы 30-х - начала 40-х годов. Но где же цвет? Все они черно-белые.
- Причина чуть ли не анекдотична. В 40-е "Союзмультфильм" получил нелепое распоряжение кинематографического начальства - сфечь все копии цветных мультфильмов, поскольку напечатаны они на горючей пленке. Отвезли куда-то в овраг и спалили. А сейчас Госфильмофонд мучается, восстанавливает...

- В годы войны вы были подростком...
- В 1942 году, окончив семь классов, я поступил в артиллерийскую спецшколу. Там мы учились до десятого класса и проходили военную подготовку (позднее такие спецшколы были преобразованы в суворовские училища). Оттуда меня направили в противотанковое артиллерийское училище в Пензе. После войны я демобилизовался и в 1946 году пришёл на “Союзмультфильм”. В феврале 1947 года меня зачислили в штат художником. Так что на студии я уже больше полувека, хотя никакого специального художественного образования не получил.

- А чем отличается работа режиссёра от работы художника мультипликационного кино?
- Режиссёр делает раскадровку, рисует типажи, подбирает или заказывает музыку, а потом раздаёт роли художникам - как актёрам в “большом” кино. Художник мультипликации - это актёр. Он оживляет персонаж. Я сам 15 лет проработал на студии художником-постановщиком. Время в нашей мультипликации было своеобразное: довлела эстетика Диснея. Никакой условности, всё реалистично, тщательно прорисовано...

- Да, я помню. Персонажи мультфильмов были портретами актёров, которые их озвучивали. Старик в “Сказке о рыбаке и рыбке” и Сапожник в “Каштанке” - это Б. Чирков, Купец в "Аленьком цветочке" - Н. Боголюбов...
- Делали так: брали фотографию актёра и обводили по контуру. У нас это называлось “делать эклер”. Потом от этой эстетики отказались.

- В начале 60-х вы стали режиссёром, на вашем счету множество ярких работ. Но мировую славу принёс, пожалуй, единственный мультфильм-сериал “Ну, погоди!” Как это случилось?
- В 1968 году режиссёр Геннадий Сокольский делал очередной номер мульткиножурнала “Весёлая карусель”. По сюжету А. Курляндского, Ф. Камова и А. Хайта я снял для журнала крошечную новеллу о похождениях хулигана Волка и добропорядочного Зайца. Мы даже не подозревали тогда, чем это обернется. У авторов возникла идея снять целый фильм с теми же героями. На озвучение Волка я пригласил Владимира Высоцкого. Но начальство и слышать об этом не хотело. В итоге удалось оставить только мелодию из фильма “Вертикаль” в первой серии. А озвучивали героев К. Румянцева и А. Папанов. Лента прошла с огромным успехом. Пошли многочисленные письма от детей с просьбами продолжить “Ну, погоди!”

- Мне кажется, одной из причин успеха “Ну, погоди!” стало удачное использование популярных, “шлягерных” мелодий.
- Да, это было, пожалуй, счастливой находкой. Тем более что в те времена можно было не опасаться материальных претензий композиторов или их наследников. Сегодня все намного сложнее. Я вот было начал использовать тот же принцип в новом своем сериале. Но во избежание неприятностей в дальнейшем пригласил писать музыку композитора А. Зацепина.

- Почему вы не захотели снимать дальнейшие серии?
- Конечно, главной причиной была смерть Анатолия Папанова. В двух последних сериях мы использовали старые, бракованные дубли с его голосом, но дальше так работать было невозможно. Мы и раньше много раз пытались закончить сериал "Ну, погоди!" и даже публично заявляли об этом. Протестовало не только наше начальство (прокат фильма приносил немалые деньги), но и многочисленные зрители. Однажды я даже получил письмо с единственной, написанной крупными буквами, фразой: "Ну, Котеночкин, погоди!" Так что снимать нам пришлось целых 18 серий в течение 25 лет.

- А были в советское время попытки со стороны властей что-то поправить, отредактировать?
- Нам указывали: почему курит Волк, почему он плюется, какие качества он воспитывает у зрителя? И вообще, чему мы учим? Мы отвечали, что мы смешим. А учит пусть “взрослое” кино! А самый большой скандал был, когда Камов уехал в Израиль. Сериал вообще приостановили. И если бы не Подгорный, который на одном приёме спросил про судьбу сериала, нам бы не видать продолжения.

- Вы параллельно работали ещё над чем-то?
- За эти годы я снял несколько мультфильмов: “На лесной поляне”. “Котёнок с улицы Лизюкова”, “Старая пластинка” (фильм заказал мне сам Л. Утёсов). В начале 80-х годов ко мне пришёл детский писатель Григорий Остер и принёс сценарий ленты “Он попался!” Потом мы сделали продолжение - “Попался, который кусался!” Третью серию “Попались все!” мне удалось закончить только с помощью Госкино, которое помогло деньгами.

- А ведь многие уверены: Котёночкин - миллиардер. Прокат “Ну, погоди!”, по идее, должен бы обеспечить безбедную жизнь не только режиссёру, но и внукам...
- Дело обстоит совсем не так. В советские времена мне и авторам сценария не платили вовсе, если не считать постановочных. После 1993 года, когда в России вышел указ об авторских правах, на “Союзмультфильм” стали поступать кое-какие деньги. Но этих средств едва хватает, чтобы заплатить за аренду земли и помещений, за электричество. Расчёты со мной начальство откладывает до лучших времен. Так что я пока не получил ни копейки.

- Несколько слов о вашей семье.
- Я однолюб. Почти полвека женат на Тамаре Вишнёвой, в прошлом артистке Театра оперетты. Наш сын окончил Строгановское, работал книжным иллюстратором. А вот недавно пришёл на нашу студию, собирается продолжить дело отца.

Геннадий ФРОЛОВ. ("Моя семья").


Если Вам есть что сказать или добавить, то к Вашим услугам
электронная почта


Начало страницыНазадВ начало сайтаКарта сайта
TopList

© GM, 2000-2002 
Сайт управляется системой uCoz