Георгий ВИЦИН
(23.04.1918 – 22.10.2001)


Георгий ВИЦИН фото 7K

Снимался в фильмах:

  • Здравствуй, Москва (1945)
  • Иван Грозный (1945)
  • Белинский (1951)
  • Композитор Глинка (1952)
  • Запасной игрок (1954)
  • Двенадцатая ночь (1955)
  • Максим Перепелица (1955)
  • Мексиканец (1955)
  • Она вас любит (1956)
  • Убийство на улице Данте (1956)
  • Борец и клоун (1957)
  • Дон Кихот (1957)
  • Новый аттракцион (1957)
  • Девушка с гитарой (1958)
  • Жених с того света (1958)
  • Василий Суриков (1959)
  • Конец старой Берёзовки (1960)
  • Месть (1960)
  • Артист из Кохановки (1961)
  • Пёс Барбос и необычный кросс (1961)
  • Самогонщики (1961)
  • Деловые люди (1962)
  • Путь к причалу (1962)
  • Каин XVIII (“Два друга”) (1963)
  • Короткие истории (1963)
  • Первый троллейбус (1963)
  • Слепая птица (1963)
  • Весенние хлопоты (1964)
  • Дайте жалобную книгу (1964)
  • Женитьба Бальзаминова (1964)
  • Зайчик (1964)
  • Сказка о потерянном времени (1964)
  • Дорога к морю (1965)
  • Операция “Ы” и другие приключения Шурика... (1965)
  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
  • Кто придумал колесо? (1966)
  • Удивительная история, похожая на сказку (1966)
  • Формула радуги (1966)
  • Спасите утопающего (1967)
  • Семь стариков и одна девушка (1968)
  • Старая, старая сказка (1968)
  • В тринадцатом часу ночи (1969)
  • Как мы искали Тишку (1970)
  • Шаг с крыши (1970)
  • Опекун (1970)
  • 12 стульев (1971)
  • Весенняя сказка (1971)
  • Джентльмены удачи (1971)
  • Смертный враг (1971)
  • Тень (1971)
  • Табачный капитан (1972)
  • …А вы любили когда-нибудь? (1973)
  • Земля Санникова (1973)
  • Неисправимый лгун (1973)
  • Чиполлино. Cipollino (1973)
  • Автомобиль, скрипка и собака Клякса (1974)
  • Дорогой мальчик (1974)
  • Моя судьба (1974)
  • Северная рапсодия (1974)
  • Царевич Проша (1974)
  • Большой аттракцион (1975)
  • Не может быть! (1975)
  • Финист - Ясный Сокол (1975)
  • Шаг навстречу (1975)
  • Весёлое сновидение, или Смех и слёзы (1976)
  • Пока бьют часы (1976)
  • Синяя птица (1976)
  • Солнце, снова солнце (1976)
  • 12 стульев (1977)
  • Маринка, Янка и тайны королевского замка (1977)
  • За спичками (1980)
  • Комедия давно минувших дней (1980)
  • Руки вверх! (1981)
  • Опасно для жизни! (1985)
  • Соперницы (1985)
  • Путешествие пана Кляксы (1986)
  • История с метранпажем (1991)
  • Выстрел в гробу (1992)
  • Бравые парни (1993)
  • Господа артисты (1994)
  • Несколько любовных историй (1994)
  • Хаги-траггер (1994)

Георгий Михайлович ВИЦИН, актёр театра и кино, родился в Петрограде 5.04.1917 (запись в метрической книге), а 23-е число – день ангела. После переезда на новое место жительства мать убавила ему возраст на год, чтобы он мог пойти в школу, в которой было свободно только место в младшей группе.
Учился в Театральном училище им. Евг. Вахтангова (1934-1935), в студии МХАТ II. С 1936 г. – актёр Театра-студии под руководством Н. П. Хмелёва (с 1937 г. – театр им. М. Н. Ермоловой), с 1969 г. – Театра-студии киноактёра.
Народный артист СССР (1990).
Любитель йоги и античной литературы.

Всенародную известность и любовь завоевал своими работами в кино. Фильмы с его участием вошли в золотой фонд Советского кинематографа. “Женитьба Бальзаминова”, “Двенадцатая ночь”, “Операция Ы, и другие приключения Шурика”, “Кавказская пленница, или новые приключения Шурика”, “Джентльмены удачи”, “Дайте жалобную книгу”, “Деловые люди” - вот лишь краткий перечень его работ. Зрителям он прежде всего запомнился как комедийный актёр. Создал образ спившегося, опустившегося интеллигента, который нашёл взаимопонимание и поддержку в образе одиозных персонажей, созданных Юрием НИКУЛИНЫМ и Евгением МОРГУНОВЫМ. Появление этой троицы публика воспринимала с радостью. “Трио” хулиганов и лоботрясов – Трус (Вицин), Балбес (Никулин) и Бывалый (Моргунов) – создали культурный феномен. Они заработали гораздо большую популярность, чем любой советский герой с коммунистическими устремлениями. Вицин-Моргунов-Никулин стал коллективным героем и многих анекдотов. Комедии с их участием стали золотым фондом нашего кино, а образ Вицина не столь смешон и поверхностен, как кажется с первого взгляда. Между тем, он совершенно не употреблял пива, и при съёмках “Кавказской пленницы” Леониду ГАЙДАЮ пришлось долго уговаривать актёра “пропустить кружечку” в одной из сцен – сняли только один дубль.

Георгий Вицин в кинематограф пришёл в 1945 году – он снялся в небольшой роли железнодрожника в фильме “Здравствуй, Москва”. В это время Георгий Вицин уже имел за плечами непревзойдённую мхатовскую школу и 10-летний опыт театрального актёра в школе-студии под руководством Н.П.Хмелёва, выросшую в театр им.Ермоловой.

Большой экран встретил его ролью Гоголя в фильме “Белинский”, а чуть позже – “Композитор Глинка”. Никто не мог предположить, что из драматического актёра получится блестящий комедийный. Григорий КОЗИНЦЕВ, планировавший Вицина на роль Гамлета, увидев артиста в короткометражках ГАЙДАЯ, был в шоке.

Фильмы с его участием смотрят и не перестают смеяться над его непревзойдёнными героями. Здесь и Бальзаминов из “Женитьбы Бальзаминова” и Тебенков из комедии “Опекун”, Хмырь – “Джентльмены удачи”, Тютюрин –“Неисправимый лгун”, сэр Эндрю – “Двенадцатая ночь”, Сем – “Деловые люди” и конечно же главная роль – это Трус из бессмертных комедий Гайдая. По мнению его партнёров Моргунова и Никулина, “Вицин дьявольски талантлив и мы оба вместе взятые не стоим его ногтя”. “В моём послужном списке нет ни одного положительного героя, – говорил он. – Режиссёры заметили мою способность придавать обаяние отрицательным персонажам. Так и не выпускали меня из рамок этого амплуа”. Всего с 1945 года он снялся в 81 кинофильме, озвучивал серию мультфильмов про Домовёнка Кузю. С 1994 года Георгий Вицин в кино не снимался. Он принимал участие в сборных концертах “Московской юморины” в Московским Театре Киноактёра.

Выдающийся комедийный актёр ушёл последним из знаменитого “трио” Никулин-Вицин-Моргунов. 15 октября он был госпитализирован в одной из московских больниц с обострением хронических заболеваний сердца и печени. “Скорую помощь” актёру вызвали во время концерта, причём Георгий Михайлович, прежде чем поехать в больницу, всё же завершил своё выступление. Российские СМИ объявили сбор средств на его лечение, однако семья Вицина отказалась принять деньги, ссылаясь на пожелание самого актёра.
Он скончался в ночь на 23 октября 2001 г.


Из интервью 1999 г.
- Георгий Михайлович, нетрадиционный вопрос для журналистов и повседневный для близких людей. Как ваше здоровье?
- Отвечу словами Рабиновича из анекдота: “Не дождетёсь!”
- Быть всегда в хорошей форме вам помогают занятия йогой?
- Занятия йогой помогают войти в нужное состояние в любой момент и при любых обстоятельствах. Они помогали мне, когда я, будучи молодым человеком, играл в театре и кино глубоких стариков и когда в сравнительно почтенном возрасте играл молодых. Так, в 48 лет я сыграл 20-летнего Мишу Бальзаминова. В 37 – 18-летнего Васю Веснушкина в фильме “Запасной игрок”. Режиссёр ТИМОШЕНКО ещё кричал: “Чего вы мне десятиклассника прислали!” В 36 лет изобразил древнего деда Мусия в картине “Максим Перепелица”.
- Говорят, что вы, играя больших любителей выпить, сами не пьёте и не курите.
- В 12 лет первый и последний раз взял в рот сигарету, затянулся и выбросил. А пьющий человек никогда хорошо не сыграет пьяного, т.е. самого себя. Самое страшное, что придумало человечество, - это застолье.
- И машину.
- Это я сказал, когда выступал на автозаводе имени Сталина (ЗИС) в 40-х годах, и все согласились.
- А могли бы посадить.
- Бог миловал.
- А какое отношение к нынешним вождям?
- Давайте поговорим лучше о животных.
- Я знаю вашу страсть к братьям нашим меньшим.
- Люблю собак и голубей. Для бездомных дворняг покупаю колбасу и ветчину. Двух собачек однажды привёл домой и оставил. Под давлением жены одну пришлось отдать дочке, а Лайчик прижился и господствует в моей комнате. Кроме того, у нас живёт попугайчик Тютюшечка. Каждодневно я хожу на Калининский проспект кормить голубей. Они меня уже знают в лицо и слетаются со всех улиц. И я их помню каждого. Мне они интересны больше, чем некоторые люди.
- Ваша личная жизнь для многих остаётся тайной. Даже Глеб СКОРОХОДОВ в своей программе “В поисках утраченного” в начале сентября не мог сказать каких-то точных данных.
- А она и не должна быть на всеобщем обозрении. “Проживи незаметно” - вот мой девиз. Поднимаю воротник, опускаю кепку, надеваю тёмные очки. А то взгляды назойливых поклонников меня раздражают. Правда, популярность иногда помогает, особенно в продовольственных магазинах.
- Быть незаметным в жизни вам иногда удаётся, а вот в искусстве вы попали на самую высокую ступень...
- Может быть, я не спорю. Только как к этому относиться. Я, например, вместо юпитеров и софитов на съёмочной площадке предпочёл бы свет солнечной поляны, хвойного леса, голубого озера. Посидеть бы возле него с мольбертом и кистью, порисовать, чтобы ни одна живая душа не мешала. Это так умиротворяет.
- Я знаю, что вы прекрасный художник и скульптор.
- В молодости лепил портреты своих близких и учителей Серафимы БИРМАН, Николая ХМЕЛЁВА, бюст которого находится в музее МХАТа. Профессионал из меня не вышел, но дочка моя, Наташа, окончив Суриковский, стала художницей. Имела свои выставки, её работы пользуются спросом.
- Ваша жена, Тамара Фёдоровна, тоже имеет отношение к искусству?
- Да, она работала во многих театрах художником-гримёром, бутафором, костюмером. Она, между прочим, племянница Мичурина.
- Вы 5 лет не снимаетесь в кино, но 2 раза в неделю выходите на сцену помещения Театра на Таганке и читаете Зощенко.
- Это мой любимый писатель, хотя я его переделал на свой лад. Когда я увидел живого ЗОЩЕНКО, то стал ему подражать. А Марк ЗАХАРОВ, увидя, как я читаю Зощенко, стал подражать мне.
- Вы поклонник древней литературы?
- Книги Горация, Овидия, Плутония, Ницше, Софокла, Еврипида - мои настольные. Многие фразы из них я знаю наизусть. Они помогают мне не только работать, но и жить.
- Несколько лет назад не стало Юрия НИКУЛИНА, недавно от нас ушёл Евгений МОРГУНОВ, вы один остались из всей комедийной бригады...
- Фактически тройка распалась давно, когда режиссёр Леонид ГАЙДАЙ перестал нас снимать. Уход друзей переживал вместе со всей семьёй. А вообще-то смерти не боюсь. Это естественный, необратимый процесс. Душа наша всё равно остается на Земле, если она в нас есть.
- Ваша любимая телепередача?
- “Катастрофы недели”. Все катаклизмы природы: землетрясения, наводнения, пожары - идут не от природы, а от людей. Человек так нагадил на этой земле, что природа платит ему тем же. Ещё люблю теннис, не потому, что в него играет президент.
- Георгий Михайлович, какие лакомства вы любите, вы гурман?
- Гурманом в наше время слыть трудно. Тем более что зубов у меня во рту совсем не осталось. Вставлять их не собираюсь, в организме не должно быть инородного тела. Люблю всё домашнее, жена отменно готовит, даже кашу может сварить с изюминкой, а из напитков предпочитаю мой любимый компот.
- Что бы вы пожелали читателям нашей газеты?
- Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени.

© Директор музея «Трех актеров» Владимир ЦУКЕРМАН

Работа на радио
Он озвучивал Карандаша в популярных мультфильмах “Весёлые человечки”. Когда сын писателя Юрия ДРУЖКОВА Валентин ПОСТНИКОВ написал продолжение приключений героев, которых придумал его отец, и решил сделать радиосказку о приключениях своих героев, то он сразу вспомнил о Вицине. – “Для меня ещё с начальной школы Вицин – это Карандаш, а Карандаш – это Вицин”, и пригласил Георгия Михайловича вновь озвучивать роль Карандаша. “Вицин не только прекрасный актёр, но и замечательный человек, – говорит Постников. – Когда мы позвонили ему и объяснили суть дела, он не стал говорить о контракте, чего-то требовать. А просто спросил о том, куда и когда ему приехать. На следующий же день за Георгием Михайловичем отправили машину. Когда автомобиль подъехал к подъезду его дома, актёр уже стоял на улице и ждал… Более обязательного человека я в жизни не видел. Работать с ним одно удовольствие. Он много импровизировал во время записи, шутил и никогда не жаловался на здоровье. Хотя все мы видели, что Вицин болен. Одет он был бедно: потрёпанные брюки, заношенный свитер или пиджак. Иногда даже без носков был, хотя на улице уже было прохладно. Многие ребята на студии удивлялись ещё: такой известный, гениальный человек, а живёт в нищете. Но актёр никогда никому не жаловался на жизнь. Руководство звукозаписывающей фирмы “Таро”, чтобы поддержать любимого актера, платило Вицину по высшей ставке. Все же видели, что у Георгия Михайловича все деньги уходят на лекарства. Поэтому за каждую запись ему платили от 50 до 100 долларов, чтобы хоть как-то поддержать. Он ведь в последнее время практически нигде не выступал – его никуда не приглашали. Георгий Михайлович однажды сказал, что не может сейчас нормально работать, потому что у него нет половины зубов, а на вставные нет денег”. Кроме работы над ролью Карандаша, Вицина приглашали участвовать в записях и других радиоспектаклей. Когда заканчивали работу над сказкой, Георгию Михайловичу на той же студии предложили записать одну весёлую песенку в спектакле “Вождь Краснокожих”. Он так здорово пел, что все работники слушали его как заворожённые...
Я НЕ ТРУС
фото Георгий ВИЦИН 8KВ ночь на вторник стало известно, что умер Георгий Вицин, один из любимейших артистов, который одним своим присутствием в нашей жизни ухитрялся согревать сразу множество сердец. И теперь его кончина – рубец на сердцах миллионов.
Новое время застало Вицина уже под занавес жизни. Но кажется, он был к нему готов – не ныл никогда, и если не было ролей – читал со сцены любимого Зощенко, рисовал, лепил, доставал позвонками пол, был подтянут и болестей своих людям не показывал. Не мог пройти мимо бездомного пса, ходил на Арбат кормить голубей. На вопросы о здоровье отвечал: “Не дождётесь”. И считал, что душа наша всё равно остаётся на Земле. Если, конечно, она есть.
Смерть вдруг и трагически обнажает истинный масштаб ушедшего человека. Ушёл любимейший Георгий Вицин, и понимаешь, что оборвалась какая-то важная связь с прожитым страною временем. Мы-то его знаем уморительным сэром Эндрю Эгьючиком из “Двенадцатой ночи”, вечным Трусом, качающимся на тоненьких ножках, а выясняется, что артист, Труса изобразивший, был символом, знаком, возможно, счастливым амулетом. Это судьба многих великих Шутов, которые говорили о времени и людях главную, пусть и горькую, правду. Услышав ёе, люди становились сильнее, им хотелось жить так же мудро, как Шут. “Свой талант развил хорошим вкусом, Славу он в комедиях добыл, И запомнился всем добрым Трусом, Хоть, возможно, злым и храбрым был”, - написал о Вицине поэт Александр Иванов.
Каким же он был? Он ушёл, и стало ясно, как много успел сыграть (больше ста ролей), сколько радости подарить. Но и как много не успел – не позволили обстоятельства и людская близорукость.
Ученика Николая Хмелёва и Серафимы Бирман первым позвал сниматься Эйзенштейн – в “Иване Грозном”. Козинцев думал о нём в связи с “Гамлетом”. Потом он сыграл Гоголей в “Белинском” и “Композиторе Глинке”. "Он был тоненький, очень красивый, в школе-студии его целили на героя, – рассказывает замечательная актриса Нина Гребешкова, вдова Леонида Гайдая, первого, кто открыл редкий комедийный дар Вицина. – Но играть-то было нечего: всё, что ему предлагали – бесхарактерный герой. И когда попадалась настоящая роль – вот там он взлетал. Как в “Женитьбе Бальзаминова”.
Нам казалось, мы знаем Вицина. Мне не знали о нём ничего. Нина Гребешкова: “Он мог играть всё. Великий комедийный актёр, в мире таких – раз, два и обчелся. А по жизни это умнейший, скромнейший, образованнейший человек, его настольные книги – Апулей, Софокл, Еврипид, Гораций. Часто играл пьющих. Но вот на съёмках “Деловых людей” поклонники принесли бутылку армянского коньяка. Гайдай налил Вицину, тот с удовольствием прополоскал коньяком горло и выплюнул в раковину. Что вы делаете! – закричали все в ужасе, – это же армянский коньяк! – А я так пью, – заявил он гордо. Он был йог, не курил и не пил. Поэтому не старился, тинейджера Веснушкина из “Запасного игрока” сыграл в 37, а двадцатилетнего Бальзаминова – под пятьдесят. И только недавно почувствовал себя старым. Да вы не старитесь, говорю, в чём старость-то?! Я же иогой занимаюсь, отвечает, раньше ложился – каждым позвонком доставал до пола. А теперь уже не каждым! Жизнь, увы, кончается – всегда и у всех. Единственное утешение: фильмы, где он снялся, будут идти всегда, и он всегда будет с нами”.
Великие Шуты эпохи – они же её Трагики.

© “Известия” 23.10.2001 

Если Вам есть что сказать или добавить, то к Вашим услугам
электронная почта


Начало страницыНазадВ начало сайтаКарта сайта
TopList

© GM, 2000-2008 
Сайт управляется системой uCoz