Александр ДЕМЬЯНЕНКО
(30.05.1937 – 22.08.1999)


Александр ДЕМЬЯНЕНКО фото 17K

Снимался в фильмах:

  • Ветер (1958)
  • Катя-Катюша (1959)
  • Все начинается с дороги (1960)
  • Мир входящему (1961)
  • Карьера Димы Горина (1961)
  • Взрослые дети (1961)
  • Вечера на хуторе близ Диканьки (“Ночь перед рождеством”) (1961)
  • Бей, барабан! (1962)
  • Каин XVIII (“Два друга”) (1963)
  • Первый троллейбус (1963)
  • Молчат только статуи (1963)
  • Порожний рейс (1963)
  • Сотрудник ЧК (1964)
  • Государственный преступник (1964)
  • Возвращенная музыка (1964)
  • Пока фронт в обороне (1964)
  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
  • Операция “Ы” и другие приключения Шурика (1965)
  • Не забудь... Станция Луговая (1966)
  • Война под крышами (1967)
  • Завтра, третьего апреля... (1969)
  • Невероятный Иегудиил Хламида (1969)
  • Рокировка в длинную сторону (1969)
  • Угрюм-река (1969)
  • Миссия в Кабуле (1970)
  • Мой добрый папа (1970)
  • Драма из старинной жизни (1971)
  • Найди меня, Леня! (1971)
  • На даче (1971)
  • Здравствуй и прощай (1972)
  • Последние дни Помпеи (1972)
  • Приваловские миллионы (1972)
  • Учитель пения (1972)
  • Иван Васильевич меняет профессию (1973)
  • Ни слова о футболе (1973)
  • Открытая книга (1973)
  • Умные вещи (1973)
  • Незнакомый наследник (1974)
  • Последний день зимы (1974)
  • Странные взрослые (1974)
  • Журавль в небе (1977)
  • Все решает мгновение (1978)
  • Встреча в конце зимы (1978)
  • По улице комод водили... (1978)
  • Жена ушла (1979)
  • Завтрак на траве (1979)
  • Соловей (1979)
  • Голый король (197?, телеспектакль)
  • Никудышная (1980)
  • Девушка и Гранд (1981)
  • Пропавшие среди живых (1981)
  • Товарищ Иннокентий (1981)
  • За счастьем (1982)
  • Не ждали, не гадали (1982)
  • Варварин день (1982)
  • Зеленый фургон (1983)
  • Место действия (1983)
  • Эхо дальнего взрыва (1983)
  • Милый, дорогой, любимый, единственный... (1984)
  • Лиха беда начало (1985)
  • Сон в руку, или Чемодан (1985)
  • Три процента риска (1985)
  • Баллада о старом оружии (1986)
  • На острие меча (1986)
  • Муж и дочь Тамары Александровны (1988)
  • Светлая личность (1989)
  • Чародейная ночь (1989)
  • Каталажка (1990)
  • Потерпевший (1990)
  • И черт с нами! (1991)
  • Игра на миллионы (1991)
  • Рэкет (1992)
  • Семь сорок (1992)
  • Белые одежды (1992)
  • Дом (1995)
  • Клубничка (1996-1997)
  • Старые песни о главном 2 (1997)
  • Содержанка (1998)
  • Воздушный экспресс (1999)
Александр Сергеевич ДЕМЬЯНЕНКО родился в Свердловске, в актёрской семье. Его отец в молодости окончил ГИТИС, играл на сцене, позже преподавал актёрское мастерство в консерватории. Александр увлёкся профессией артиста ещё в школе, где он занимался в народном театре. Тем не менее после школы он успешно сдал в 1954 году экзамены на юридический факультет Свердловского университета. Будучи отчисленным с первого курса за непосещение занятий... он направился в Москву и поступил в Государственный институт театрального искусства, который и окончил в 1959 году. Ещё на 2-м курсе ГИТИСа его пригласили сниматься в фильме “Ветер”. После окончания ГИТИСа он был принят к Гончарову и 3 года проработал в Московском драматическом театре имени Маяковского, но его затянуло в кино, и с 1962 года связал свою судьбу с киностудией “Ленфильм”. Последние 10 лет жизни жалел, что ушёл из театра. Главной причиной такого выбора был квартирный вопрос – в Москве не давали, а “Ленфильм” обещал дать.

В кино актёр дебютировал ролью, которая привлекла к Александру Демьяненко внимание и зрителей, и режиссёров – в картине Александра АЛОВА и Владимира НАУМОВА “Ветер”, вышедшей на экраны в 1958 году, он сыграл Митю. Дебютировав в кино, он поначалу отнюдь не считался лишь комедийным актёром, наоборот, первые роли Демьяненко были сугубо драматические и лучшая среди них – лейтенант Ивлев в фильме Алова и Наумова “Мир входящему” (1961), благодаря которой его узнали за рубежом – лента была отмечена несколькими премиями на фестивале в Венеции. В том же году вышли 2 фильма, которые сделали актёра известным и в СССР, – “Карьера Димы Горина” и “Взрослые дети”. Он играл очкариков, а следовательно, интеллигента, этакую затюканную размазню, которую каждый может обидеть. Однако при ближайшем рассмотрении именно его герой очень часто и оказывался Героем, как, скажем, в фильме “Порожний рейс”. Эта душевная стойкость, честность, порядочность всегда отличала экранные творения Демьяненко. Удачными актёрскими работами Демьяненко отмечены приключенческие картины “Государственный преступник” и “Сотрудник ЧК”.

Мы никогда не узнаем, как бы развивалась его дальнейшая творческая судьба, если бы не встреча с Леонидом ГАЙДАЕМ. Именно комедии Гайдая принесли Демьяненко всенародную славу и любовь. После выхода на экраны страны комедии Гайдая “Операция “Ы” и другие приключения Шурика” к Демьяненко пришла огромная популярность. Успех был настолько велик, что режиссёр через 2 года поставил продолжение приключений столь полюбившегося зрителям героя. И все 3 фильма Гайдая с участием Демьяненко – “Операции “Ы”...”, “Кавказская пленница” и “Иван Васильевич меняет профессию” – вошли в “золотой фонд” советского комедийного кино. Однако удачный образ Шурика как камень висел на актёре, не позволяя выйти за рамки сложившегося амплуа. После просмотра фильмов Гайдая зритель иначе и не называл актёра, как Шуриком. И это несмотря на огромное количество картин, в которых снялся за свою творческую жизнь Александр Демьяненко. Таким образом, Гайдай, с одной стороны сделал его популярным, но с другой, ограничил его творчество – его не утверждали на многие роли только потому, что “Шурик”, например, не может быть директором или главным инженером завода. Тем не менее, Демьяненко сумел создать запоминающиеся работы в нескольких фильмах у режиссёров, которых интересовал незаурядный драматический талант актёра, - в “Угрюм-реке” (приказчик Иван Сохатых) и в “Учителе пения” Наума Бирмана. Кроме того, актёр много работал в театре, снимался на телевидении, озвучивал анимационные фильмы. Александр Демьяненко был одним из ведущих актёров дубляжа – его голосом говорил в “Мертвом сезоне” разведчик Ладейников в исполнении Донатаса БАНИОНИСА, а также актёры Омар ШАРИФ, Жан-Поль БЕЛЬМОНДО, Уго ТОНЬЯЦЦИ и многие другие. В 1968 году на ленинградском телевидении Александр Демьяненко поставил короткометражный фильм “Святая ложь”.

После ухода с “Ленфильма” он работал в Театре комедий им. Н.П.Акимова на Невском проспекте. Последние годы актёр с успехом играл на сцене Санкт-Петербургского театра “Приют комедиантов” на Малой Морской. В 1997 г. в одном интервью он сказал: “Я три года уже там работаю с большим удовольствием”. Это у него для души, но у российских артистов с деньгами теперь очень негусто... И, только по этой причине Александр Демьяненко снимался в телесериале “Кафе “Клубничка”. Когда журналист “не без смущения признался” ему, что не смотрит его, то “встретил у собеседника полное понимание”. Последняя крупная работа была в спектакле “Дон Педро” – антрепризе с Михаилом СВЕТИНЫМ, с которым он когда то снялся в короткометражке “Вина в вине”.
В последнее время на концертах читал рассказы М.Зощенко.
Всего сыграл более 100 ролей, в т.ч. в 73 фильмах. Народный артист РСФСР (1991).

С первой своей женой он познакомился ещё в юности, когда играл в драмкружке свердловского Дворца пионеров (по другим данным – кружке художественной самодеятельности при Дворце культуры). Прожив с ней 16 лет, Демьяненко ушёл к другой, не взяв с собой ничего, кроме чемодана с одеждой и бельём. Новой избранницей его стала ассистент режиссёра с “Ленфильма” Людмила, с которой актёр познакомился во время дубляжа одной из картин.

Люди, близко знавшие его, говорят о нём, как о человеке молчаливом, серьёзном и несмешливом, но иногда у него открывался “рог изобилия”. В семье был очень нежным. Работал ответственно, но не “тусовался”. Людмила ЧУРСИНА, работавшая с ним в кинолентах “Угрюм-река” и “Открытая книга”, вспоминала, как однажды он приехал с компанией на дачу в деревне, а там всё порушено: телевизор разбит, подушки вспороты, стены в варенье. Он обошёл комнату, поправил очки и сказал: “Ну, вот так они веселятся”.

Проблемы с сердцем у него начались после одного разговора – главреж Театра комедий Казакова вызвала к себе всех народных артистов. Ему она сказала примерно следующее: “Я вас не знаю как артиста театра. Я, вот, вас видела, вот, в кино…” “Ну, всё ясно, спасибо, значит я уволен” – вспылил он. Вышел с белым лицом: “Вот так бывает. Я и не нужен… Меня и не знают…”.
После долгой болезни, Александр Демьяненко скончался – подвело сердце...
Похоронен на Серафимовском кладбище С-Пб.


Ночной разговор с Алексеем Лушниковым
Александр Демьяненко 6K

АЛЕКСЕЙ ЛУШНИКОВ: У нас традиционный вопрос – мы знаем Вас хорошо по тем фильмам, в которых Вы играли. Так что какое-то представление Вас не нужно. Последние годы я не видел фильмов с Вашим участием, чем Вы сейчас занимаетесь, почему Вас стало мало на экране?

АЛЕКСАНДР ДЕМЬЯНЕНКО: Всем известно, что наши отечественные актёры сейчас все поголовно, включая самых блистательных, очень редко появляются на экране. Известно, что случилось со страной и, в частности, с кинематографом и с прокатом. У нас на Ленфильме есть мебельный склад, пекарня, банк и т.д., снимаются 2-3 картины в год, по капле они снимаются, а гордость наша Герман, режиссёр, он снимает свою картину уже 4 года, тут ясно что в связи с этой ситуацией работы мало у актёров, у всех практически и у меня, в том числе.

ЛУШНИКОВ: Т.е. это не связано с опалой творческой, политической?

ДЕМЬЯНЕНКО: В кино нет, ни каким образом.

ЛУШНИКОВ: А в театре?

ДЕМЬЯНЕНКО: А в театре я сейчас играю... В театре комедии практически не играют, дело в том, что все спектакли, в которых я был занят – они сняты с репертуара, поскольку пришло новое руководство в театр, у него свои творческие планы, и я пока в этих планах не участвую, не задействован, но тем не менее я работаю в одном маленьком театре “Приют комедианта”. Вот там я второй год играю с Зинаидой Шарко спектакль “Владимирская площадь”, может, кто-то видел. Надо учесть, что зрительный зал в “Приюте комедианта” всего 60 мест, так что я очень рад, что здесь есть зрительница, которая видела этот спектакль. Сейчас мы репетируем очередной спектакль, так что в театре я продолжаю работать. А что касается кино – недавно я снялся у грузинского режиссёра Нино Ахлидиани. Она у нас на Ленфильме снимает комедийную картину “Возвращение Ричарда”. Я с удовольствием снялся в небольшой, но очень симпатичной роли. Есть какие-то надежды, переговоры, но в наше время пока ты не войдёшь в кадр, да ладно, пока ты из него не выйдешь – и это тоже ни о чём не говорит. Пока ты не увидишь на экране результат своей работы, нельзя сказать, будешь ты сниматься или не будешь, и кто это увидит, может быть, ни кто не увидит эту картину, потому что было несколько фильмов, в которых я принимал участие, а их я ни где не то что не видел, даже не слышал этих названий.

ЛУШНИКОВ: В социальном плане – работа есть, творчество есть, возможность реализовать себя есть, может быть, хуже чем раньше, но есть. В социальном плане возьмём последние 10 лет. 10 лет назад и сегодняшний день – изменилось что-нибудь в Вашей жизни? Вспоминаете Вы те годы с затаённой страстью или, может быть, эти годы для Вас проявились – у Вас стало больше денег, появилась дача, машина... Как Вы относитесь к этому времени?

ДЕМЬЯНЕНКО: Я с удовольствием отвечу на этот вопрос, но он объёмный. Что касается денег – денег больше не стало, но радует возможность, когда они у тебя появляются, купить то, что тебе хочется. Это прекрасно. Ты можешь всё говорить, достать любую книгу. Это великолепно и об этом мечталось в те годы на кухнях и, бесспорно, рядом есть негативные моменты, потому что сейчас стало страшно жить – страшно выходить на улицу, страшно остаться без зарплаты, страшно, что будет с тобой завтра. А остаться без работы – это катастрофа, это никого не волнует. Раньше был профсоюз, кассы взаимопомощи, обнадеживающие на крайней случай. Сейчас этого нет и, конечно, сейчас жить в этом отношении очень не уютно.

ЛУШНИКОВ: Люди в зависимости от текущего времени меняют свои взгляды, одежду, привычки. За эти 10 лет поменялись ваши взгляды? Раньше вы благословили одного политика, сегодня вам интересен другой?

ДЕМЬЯНЕНКО: Я далёк от политики, и я считаю, что актёр не должен заниматься этим, это не его ума дело, но раньше я возмущался тем, чем должен возмущаться нормальный человек, что раньше выборы – это была профанация, когда голосовали за одного человека – это смешно было всерьёз это воспринимать. Говорили, что у нас через несколько лет наступит коммунизм – тоже бред какой-то. Такие вещи, к которым неприлично всерьёз относиться. А такие моменты сплошь и рядом раньше были, и, конечно, на кухне я протестовал против этого. Но это были редкие минуты – было много работы и меня это устраивало, причём в те времена были прекрасные картины и спектакли. Нельзя это отрицать. Именно в застойные годы – “Летят журавли” и все кинокомедии Гайдая. Такой парадокс казалось бы – и вот такая вещь.

ЛУШНИКОВ: Давайте вернёмся к “Кавказкой пленнице”. Многие смотрели эту картину, наблюдали события и каждый по-своему переживал за Шурика: как ему не везёт, а как хочется чтобы у него всё было хорошо с этой замечательной девочкой. Заканчивался фильм, и всегда у меня оставался вопрос – в жизни у этого артиста и актрисы как складывается личная жизнь, были ли у них моменты в жизни, которые бы шли из этого фильма.

ДЕМЬЯНЕНКО: Это типичный взгляд зрителя и рассуждения зрителя, поскольку эта работа. Конечно, масса примеров, когда свободные люди и даже несвободные люди иногда вдруг в процессе съёмок или жизни в театре они находят друг друга, и образуются семьи, я уж не говорю о романах. Но в кино это всё-таки работа, потому что люди там встречаются ненадолго, картина в то время снималась полгода. Не каждый день видишься и занят главным образом работой.

ЛУШНИКОВ: Не было даже романов?

ДЕМЬЯНЕНКО: Нет, у нас к сожалению с Натальей романа не было, хотя отношения самые тёплые. Уже 30 лет прошло, мы всегда встречаемся как старые добрые знакомые и, действительно, нас эта картина связывает и делает в каком-то смысле родственниками. Знаете, анекдот замечательный есть, когда самосвал разбил “жигулёнка” и подходит водитель “жигуленка” и говорит: “Ну зачем, зачем я поехал по этой улице, мне же нужно было по Жуковского, я бы уехал.” А водитель самосвала сидит на подножке своего гиганта и отвечает “Я бы тебя и там достал”. Тут как не вертись...

ЛУШНИКОВ: Впереди игра “пионерская рулетка”. Назовите трёх, имеющих шансы в победе кандидатов в президенты на выборах.

ДЕМЬЯНЕНКО: Серьёзно? Я примитивно в политике разбираюсь. Я назову – Ельцин, Зюганов и Явлинский, на большее у меня не хватает фантазии.

ЛУШНИКОВ: Мы сейчас определим, за кого Вы проголосуете, распределим цвета. Если Вы не попадёте в поле, Вы на выборы не придёте. Замечательно: Ельцин! За кого же Вы действительно будете голосовать на президентских выборах?

ДЕМЬЯНЕНКО: Я даже не думал. Это такая неприятная тема для размышлений, я её откладываю на потом. Знаете, как говорят: чего ты сейчас расстраиваешься, придёт время – тогда и расстраивайся. Сейчас можно спокойно жить.

ЛУШНИКОВ: У вас есть пристрастия в музыке? Дело в том, что наша программа является более игровой, но мы можем показать Ваше любимое, может, что-то популярное...

ДЕМЬЯНЕНКО: Из популярной музыки – я, к сожалению, совершенно безграмотен в этом смысле, потому что я уже человек другого поколения и эта музыка молодых – я хочу предложить новую но популярную группу “Агата Кристи”.

АЛЕКСАНДР МАЛЬКЕВИЧ: Раз так получилось, что мы посмотрели клип “Сказочная тайга” новой, по мнению Лушникова, группы, которой 8 лет, то хотелось бы поговорить об этом клипе: каким образом вышел на Вас режиссёр Канюсевич, как он Вас уговорил участвовать, может, мы откроем гонорарную завесу, тем более по Москве циркулируют слухи, что Конисевич некоторых участников немного обманул, сказав, что будет сниматься ролик памяти Гайдая, под это всех собрал, а в результате снял этот клип музыкальной группы.

ДЕМЬЯНЕНКО: На счёт обмана у меня нет никаких воспоминаний – я не помню никакого обмана. Я знал, что будет клип какой-то. А почему бы не сняться? Мне, во-первых, было интересно, как это всё делается.

ЛУШНИКОВ: Это ваш первый клип?

ДЕМЬЯНЕНКО: Первый и последний, по-моему. И причём я был чудовищно удивлён. На съёмках не так как в кино – ты ничего не понимаешь – тебе говорят – смотри туда... Ты сидишь в полном неведении. Я удивился, что из этого что-то получилось. Это своеобразное искусство. Оно требует и мастерства, и таланта, и, дай Бог, что эти молодые ребята этими качествами обладают. Мне кажется, в этом клипе есть мысль какая-то в отличие от многих других.

ЛУШНИКОВ: Я совершенно с Вами согласен.

ДЕМЬЯНЕНКО: А я как актёр старой школы пытаюсь в любом произведении искусства найти какую-то мысль и логику, а сейчас молодое искусство этими моментами пренебрегает совершенно запросто.

КУЗНЕЦОВ: Может, я покажусь не совсем тактичным человеком, а может, Вас об этом спрашивают часто и Вы к этому привыкли. Сейчас, в 1996 году кому-либо сказать, что завтра я встречаюсь с Демьяненко и сразу спрашивают: а кто это такой? – и когда я скажу: Шурик – Знаем, знаем, а как же! Скажите, такая безумная популярность и потом – годы забвения, я понимаю, что Вы не сидели, работали, но всё это по сравнению с тем гигантским успехом не имело такого веса. Трудно быть всю жизнь Шуриком, и как Вы пережили этот переход от состояния, когда работа идёт на все 100% до такого вот...

ДЕМЬЯНЕНКО: Я понял. Конечно, трудно и обидно и тем более, что были моменты и годы даже после выхода этих фильмов, когда меня в кино катастрофически мало брали на работу, поскольку я был настолько популярен и узнаваем, что режиссёры говорили: “Ну зачем же – тебя все узнают, пусть ты будешь врача играть или играть какого-то полярника – скажут вон Шурик играет какую-то роль - Шурик.” Но это тяжело – остаться без работы на какое-то время. И потом, эта популярность мне она просто не приносила такой радости, поскольку я по складу своего характера очень замкнутый человек, и меня чудовищно раздражает, когда ты на улице под пристальным вниманием. Были годы, когда все буквально узнавали меня и смеялись, а у меня может быть, плохое настроение. Это издержки производства. С другой стороны, актёр работает с полной отдачей в картине, которая приносит ему успех и также он заинтересован, увлечён и работает не щадя себя в картине, которая, может быть, никем не замечена или в спектакле, который где-то провалился. Как актёр всё равно эта работа, это движение – всё равно рост, пусть он невидимый для широкой публики, но актёр, раз он работает, существует – значит, он растёт. Так что тут иногда это признание результата работает – это идеальный момент, а всё остальное – повседневная жизнь, которая часто приносит и удовлетворение и муки творческие, свою радость не смотря на то, что это не является таким – на глазах у всех – произведением.

СЕРГЕЕВ: Когда я был маленький, меня интересовал вопрос, когда я смотрел “Кавказскую пленницу” – действительно ли Вам на съёмках этого фильма приходилось так часто принимать?

ДЕМЬЯНЕНКО: В кино же не пьют натуральные напитки, и в театре не пьют, поэтому называется всё это – искусство кино и искусство театра, что люди пьют воду, а играют и притворяются и убеждают зрителей, что якобы они выпили действительно.

СЕРГЕЕВ: Я имею ввиду не по фильму, но есть же там 100-ый кадр, 1000-ый кадр, тем более мне приходилось быть на Кавказе и я знаю, что это такое

ЛУШНИКОВ: Торжественный момент. Ну это символически, это не выпивка, это повод отметить какую-то веху. По молодости, конечно, мы все выпивали и с большим удовольствием, может иногда даже много, но это не имело никакого отношения к работе

КУЗНЕЦОВ: Я хочу вернуться несколько назад, а может и нет – не знаю. Представьте себе: 5 лет после последней серии Шурика. Вы идёте по улице – у Вас плохое настроение, Вас в очередной раз не взяли на работу в кино, Вам режиссёр отказал, потому что Вы – Шурик. В вас тычат пальцем на улице – “Шурик идёт” – Вы приходите домой в состоянии нервного возбуждения, близкого к эмоциональному взрыву. Как Вы выходите из таких ситуаций, вы ходите в церковь или читаете умные книги, или пьёте?

ДЕМЬЯНЕНКО: Хватает ума смиряться с этим и потом, когда ты закрылся у себя дома, как-то ты можешь спокойнее себя чувствовать и потом – у меня прекрасные отношения в семье, поэтому когда дома – они меня успокаивают. Но это издержки производства. Что тут заострять внимание? Я думаю, многим людям было ещё тяжелей. Чаплину, когда ему вручали во Франции Орден Почётного Легиона, рядом охраняющий его ажан, полицейский, толкает его, великого Чаплина, и говорит: “Ну что малыш, схлопотал ленточку?”. Вот такое амикошенство – оно не со зла, но с другой стороны, как к этому относиться – именно так как это заслуживает. Вот тут не хватает ни нервов, ни ....

СЕРГЕЕВ: А Вы по сей день так к этому относитесь или уже привыкли?

ДЕМЬЯНЕНКО: Это всё зависит от форм. Иногда бывает такое беспардонное узнавание. И с другой стороны, ну как к этому относится? Ну, вы можете себе представить: он говорит “Шурик, Боже мой, как Вы постарели...” Ну как бы вы отнеслись к этому, если бы вы действительно постарели и кто-то вам сказал: Боже мой! Ну, здесь же нельзя сказать: “Спасибо, родной, а я этого не знал, ты открыл мне глаза.” Или сказать: “А вы прекрасно выглядите, я помню вас 40 лет назад – копия!” Как здесь отвечать – я не знаю. Как ни ответишь – всё равно глупо мне кажется.

КУЗНЕЦОВ: Прошли годы, Шурик изменился немножко, изменился Гайдай. Я недавно видел его последний фильм про Брайтон-бич и Дерибасовскую. Честно говоря, фильм меня немного шокировал. Как Вы оцениваете его последние работы и как Вы считаете, что же должно было произойти, чтобы с того кино перейти на это? Или это нормальный процесс, изменение во времени?

ДЕМЬЯНЕНКО: Я считаю, что и знаю, когда он приезжал на 30-тилетие “Кавказской пленницы” в Ленинград – это было 3 года назад – я с ним встречался, мы много говорили и я чувствовал, что он не доволен своей картиной “Брайтон-бич”. Опять мы возвращаемся к теме, что есть период рассвета у всякого художника и какие-то провалы – это у каждого. Ни один художник ровно не прожил свою творческую жизнь, ни писатель, ни актёр – у всех были пики и падения. Если бы сейчас он почувствовал отношение к его этим картинам, которые сейчас наиболее ощутимы, поскольку и по телевидению часто их прокатывают и отношение зрителей к ним стало более явным, если бы он почувствовал это тёплое отношение – возможно, это придало бы ему силы и энергию чтобы возродиться к этому жанру.

СЕРГЕЕВ: Я вернусь опять к Шурику. Всем известно, что роль Остапа Бендера сыграло достаточно много великих актёров. Кто бы мог сыграть роль Шурика, кому бы вы предложили эту роль?

ДЕМЬЯНЕНКО: Практически это уже сделано, если можно так подойти к этому. Была картина у Гайдая “Спортлото-82”. Там был Харатьян. Но практически он играл этот же персонаж, но несколько модернизированный и от лица своего времени.

СЕРГЕЕВ: Это у Гайдая, а Вы бы кого пригласили на эту роль?

ДЕМЬЯНЕНКО: Я не вижу сейчас. Помолодеть бы мне не удалось...

СЕРГЕЕВ: Вы не видите себе равных.

ДЕМЬЯНЕНКО: Нет, почему, Боже упаси. Нужно возвращаться в это время и это несколько странно и непонятно – зачем об этом мечтать, чтобы играть Шурика, который продукт своего времени? Как можно взять какого-то современного молодого человека и насильно его упаковывать в те ситуации и в тот характер, который тогда был естественным, а сейчас он будет белой вороной?

СЕРГЕЕВ: В то время, когда Вы играли Шурика, наверняка как личность творческая Вы сами какие-то истории придумывали, которые не были сняты, наверняка такое было...

ДЕМЬЯНЕНКО: Мы играли сценарий, пьесу – то, что написано в сценарии.

СЕРГЕЕВ: А вы ничего не придумывали сами?

ДЕМЬЯНЕНКО: Это совершенно другая профессия. Для того, чтобы играть ту или иную сцену мы какие-то приёмы, моменты, трюки по мере возможности конечно привносили.

© Ток-шоу “Пионер”, Ночной телеканал “Синие страницы” (ТНТ-Петербург)


В “железной маске” Шурика
Александр Демьяненко в Кавказской пленнице 4KИскромётные комедии Леонида Гайдая по-прежнему вне конкуренции, а Шурик в них такой молодой и обаятельный... Казалось, у Демьяненко, достигшего такой мегаславы, вся жизнь в кино и театре впереди. Но всё повернулось иначе. “Шурик” стал его роком, принёс Александру Сергеевичу не меньше огорчений, чем лавров. Обо всём этом рассказывает вдова артиста Людмила Акимовна (она человек из мира кино, бывшая актриса, теперь режиссёр дубляжа).
Быть самим собой
Последняя запись в трудовой книжке Александра Сергеевича: Артист петербургского театра “Приют комедианта”. Там он был в штате с 1995 года. Играл в спектаклях “Владимирская площадь” и “Антигона” – две совершенно разные характерные драматические роли. Играл блистательно, но театр этот небольшой, нешумный, и эти роли по большому счёту публика и критика не оценили.
- Если бы Саша жил и работал в Москве, там бы его жизнь сложилась иначе, – считает вдова артиста. – У него же был широкий диапазон – от комедии до высокой трагедии. Саша удивлялся, когда какого-то актёра хвалили за то, что в какой-то роли тот был самим собой. “А зачем? Пусть он самим собой будет дома”.
Сменил жену – героический поступок
- Почему же он не переехал в Москву? Он ведь не был коренным ленинградцем.
- Поначалу, после учёбы в театральном, его оставили в Москве, в театре Гончарова. Но Сашу сорвали съёмки – его активно задействовали на “Ленфильме”. В Москве Саше жить было негде, а в Ленинграде дали квартиру. Но к Питеру он прикипел, полюбил его неизмеримо больше Москвы. Он вообще не воспринимал людей, которые расталкивают других локтями. Его звали в московские театры, но он уже осел в Ленинграде, построил дачу в Соснове, создал свой мир. А Саша был не из тех, кто в одночасье мог поменять всё. И то, что он в свои 37 лет поменял жену, – это его самый героический поступок в жизни (улыбается).
Непьющий, непоющий
- Александр Сергеевич любил выпивать?
- В начале нашего знакомства, когда у него был трудный момент в театре, он выпивал. Когда стало больше работы и меньше здоровья, он легко остановился. Как-то всё само сошло на нет.
- Как же он расслаблялся?
- Любил дачу. Очень любил читать, часто при этом надевал наушники, чтобы мне не мешать, и слушал классическую музыку. Обожал слушать реквиемы.
- Почему в комедиях Гайдая Шурик, в отличие от многих героев, не поёт?
- Саша вообще нигде никогда не пел, хотя в детстве учился в музыкальной школе, играл на фортепиано, у него был красивый низкий баритон. Думаю, он мог сказать Гайдаю: “Мне медведь на ухо наступил”, а тот не понял, что это от стеснительности.
“Шурик” приклеился намертво
- “Шурик” – этот ярлык приклеился к нему намертво. Да, именно благодаря Шурику его охотно приглашали на встречи со зрителями (а это во все времена – второй источник дохода для артиста), но многие серьёзные режиссёры боялись довериться Демьяненко, потому что публика всё равно бы тыкала пальцем: “Ба, да это же сам Шурик!” Ему так и не удалось “переиграть” Шурика.
- Но весь ужас был в том, что он Шурика в картине Гайдая... не играл, – рассказывает жена артиста. – “Я его не играл, – повторял Саша. – Я тогда был молодой, спортивный, снимался с удовольствием, всё происходило само собой. Не было такого, чтобы я что-то особенное вкладывал в эту роль, испытывал муки творчества”. Близкие Гайдаю люди говорят, что режиссёр видел в Шурике... себя самого. Два интеллигентных очкарика... Хотя внешне Гайдай и Саша – такие разные. Саша – широкоплечий, широкогрудый, а Гайдай выше ростом и весь тонкий, как соломинка. Оба были внешне мрачноваты, но с большим внутренним юмором. Саша обычно шутил не улыбаясь, но одной его реплики было достаточно, чтобы все лежали в лёжку.
Как Эдик стал Шуриком
- Как Гайдай отыскал Демьяненко?
- Он устроил пробы в Москве. Через это сито прошли 40 (!) претендентов, но что-то не устраивало режиссёра. Наконец кто-то сказал: “Да что вы маетесь? В Ленинграде есть замечательный актёр” (Демьяненко к тому времени уже сыграл в фильме “Карьера Димы Горина”). Гайдай мог бы послать ассистента, пригласить Сашу в Москву, но бросил все свои дела и сам поехал на смотрины в Ленинград. И не ошибся.
- Когда он соглашался на предложение Гайдая, то понимал, в какую историю попал?
- Нет, конечно. Саша объяснял зрителям, что он не открещивается от Шурика, не говорил, что не любит свой персонаж. Но, как человек умный, приличный, интеллигентный, седовласый, он не мог в свои 50 – 60 лет “качать” успех из бездонного колодца Шурика. Всю жизнь в магазине, в подъезде, на улицах его тыкали: “Гляди-ка, Шурик!” Сыграло свою роль и совпадение имен. А ведь поначалу по сценарию героя звали Эдик. Уже начались съёмки Эдика, но потом кто-то из группы шепнул Гайдаю: “Пусть лучше будет Шуриком!” Режиссёр сразу согласился.
Блондин был жгучим брюнетом
- В картине Гайдая Шурик – блондин. А какого цвета были у Александра волосы?
- Саша по природе своей брюнет, причём рано поседевший – это у них семейное, генетическое. Его красили беспощадно, безобразно, до волдырей на коже. Тогда были жуткие краски. Хорошо ещё, что у Саши волосы густые и, несмотря на все эксперименты, он не полысел. Когда он поседел, то уже не соглашался на предложения изменить цвет.
- Он совсем не пытался молодиться?
- Наоборот, всегда хотел быть старше.
Вы мне не тычьте!
- Бывало такое, что он заводился, когда очередной хам тыкал ему: “Шурик, Шурик!”?
- Среди простого народа, на улицах, когда забегали вперед, прыгали вокруг него, как в зоопарке, он оставался невозмутимым, несмотря ни на что. Максимум – мог грозно, как бы удивленно, посмотреть, и собеседники замирали в недоумении, бывало, даже извинялись. Ну а со своей актёрской братией, если кто-то позволял проехаться по поводу Шурика, Александр Сергеевич мог быть жестким, резким, панибратства не допускал.
Семья без ругани
- А в семье он на жену покрикивал?
- Что вы! Не могу представить, чтобы он оборвал меня, сказал: “Заткнись, дура!” Мы вообще не ругались. Господи, за 24 года совместной жизни ни разу не поссорились. Прожив столько лет, продолжали друг друга в чём-то по-хорошему стесняться. Мы часто расставались в связи с гастролями, съёмками, и каждая встреча превращалась в праздник. Трудней всего было, когда он скрепя сердце согласился сниматься в Москве в ТВ-сериале "Клубничка". Для Саши это был, конечно же, коммерческий проект, хотя постепенно сериал ожил, в его роли появились интересные ходы. Каждый день снималась новая серия, он жил в Москве, сначала в гостинице, потом в съёмной квартире. Целый год в Петербург приезжал на выходные, а вечерами играл в театре “Приют комедианта”. Если он приходил домой навеселе, поздно, то я лишь улыбалась и никогда не пилила мужа. Многие друзья удивлялись: “К вам хоть не ходи! И почему моя (или мой) меня грызёт, тиранит?”
- Вы, наверное, совпадаете по знакам зодиака?
- Вообще никак не сходимся. Я – Козерог, он – Близнец. Помню, Саша в ужасе прибежал ко мне: “Смотри гороскоп, это не шутки! Как же мы будем жить?” “Будем жить хорошо”, – успокоила я Александра.
Чемоданчик в приданое
- Вы ведь увели его из семьи? Наверное, боролись за Демьяненко? (Ему тогда было 37, ей – 35.)
- Он человек сдержанный, даже скрытный. Всё сам решил, и я его первую жену вообще ни разу не видела. Он сказал шутя: “Я к вам пришёл навеки поселиться!” Всё оставил. Пришёл ко мне с чемоданчиком.
- Тогда времена были другие...
- Он из тех, что и сегодня ушёл бы с чемоданчиком. Скучал не по мебели, не по квартире, а по своим книгам.
Любимая падчерица
- Когда он “пришёл навеки поселиться”, то у вас уже была 13-летняя дочь – Анжелика Неволина, которая стала известной актрисой Малого драматического театра Льва Додина... Он стал для неё отцом?
- Зачем? У неё был и есть своей отец. Саша к Анжелике не лез в душу, не досаждал. Они общались очень вежливо, с пиететом. Анжелика снялась в 20 фильмах, гастролировала с театром во многих странах мира. Её муж, Алексей Зубарев, тоже актёр знаменитой додинской труппы. А ведь мы оба молили Бога, чтобы она не поступила в театральный! “Лика, ты посмотри на меня, на эту жизнь, эти нервы! Ну зачем тебе, красивой девочке, это нужно?” – обычно говорил ей Саша.
- Он считал её своей дочерью? (Своих детей у А.Д. не было.)
- Саша вообще был очень тактичный человек. Он ведь даже своих родителей называл на “вы”. Когда на творческих встречах спрашивали его о детях, он не уклонялся от ответа: “У меня падчерица” или “У моей жены есть дочь”. “Падчерица” в его устах звучало очень уважительно.
О награде узнал последним
- Александр Сергеевич был народным артистом России, а значит, был обласкан властями...
- Мне позвонили друзья, услышавшие по радио, что Саше присвоили звание народного артиста России. Я подумала: розыгрыш! “Заслуженным” он стал очень рано, а на “народного” никаких документов мы не подавали, не ходатайствовали. Я позвонила ему в Киев на гастроли: “Саша, тебе присвоили звание!” Он ответил: “Да ты что?” На другой день звоню: “Ну как там, отмечали, поздравляли?” – “Так тут же никто ничего не знает!” – “А ты что же, никому не сообщил?” – “Да нет, не говорил”.
Дорог не подарок, дорого внимание
- Однажды Александр оказался на гастролях в Тольятти. После концерта его пригласили в свою компанию автобоссы. Посидели, выпили, поговорили “за жизнь”. Новые знакомые поинтересовались, нет ли у Демьяненко автомобильных проблем? Он вздохнул: “Хорошо бы треснувшее стекло заменить”. Боссы разулыбались: “Да неужто мы не можем дорогому Шурику подарить новую машину? “Шестёрка” вас устроит?” На что Демьяненко ответил решительным отказом. И потом никогда не жалел об этом.
Он был умнее многих...
- Он избегал случайных компаний, лишних встреч. Не любил рассказывать анекдоты, даже отказался от съёмок в “Белом попугае”, хотя очень уважал Никулина. А вот если бы появился в программе “О, счастливчик”, то мог бы выиграть миллион, так как слыл эрудитом во многих областях.
Есть актёры, что на сцене и на экране играют людей умных, глубоких, а сами в жизни – куда примитивней, глупее своих персонажей. У Демьяненко всё получилось с точностью до наоборот...
Александр Сергеевич ушёл из жизни 22 августа 1999 года в свои 62. Он сторонился докторов, поэтому своевременно не обратил внимания на своё сердце. А позже отказывался от интенсивного лечения, отодвигал эту проблему. В конце лета кардиохирургические отделения закрылись, доктора ушли в отпуск, назначив Демьяненко операцию на 1 сентября. Но сердце прекрасного артиста остановилось десятью днями раньше...

Михаил САДЧИКОВ
© “Калейдоскоп”

Если Вам есть что сказать или добавить, то к Вашим услугам
электронная почта


Начало страницыНазадНачало разделаВ начало сайтаКарта сайта
TopList

© GM, 2000-2002 
Сайт управляется системой uCoz