Снимался в фильмах:
- Рядовой Александр Матросов (1945)
- Весна (1947)
- Молодая гвардия (1948)
- В мирные дни (1950)
- Адмирал Ушаков (1953)
- Вихри враждебные (1953)
- Корабли штурмуют бастионы (1953)
- Герои Шипки (1954)
- Педагогическая поэма (1955)
- Пути и судьбы (1955)
- Они были первыми (1956)
- Разные судьбы (1956)
- Рядом с нами (1957)
- Шторм (1957)
- Очередной рейс (1958)
- Юность наших отцов (1958)
- Баллада о солдате (1959)
- Жестокость (1959)
- Любовью надо дорожить (1959)
- Первое свидание (1960)
- Две жизни (1961)
- Порожний рейс (1962)
- Трое суток после бессмертия (1963)
- Стряпуха (1965)
- В городе С. (1966)
- Не забудь, станция Луговая... (1966)
- Седьмой спутник (1967)
- Тихая Одесса (1967)
- Внимание, цунами! (1969)
- Если есть паруса (1969)
- Опасные гастроли (1969)
- Один из нас (1970)
- Офицеры (1971)
- Город на Кавказе (1972)
- Дача (1973)
- Последняя встреча (1974)
- Горожане (1975)
- Шторм на суше (1975)
- Судьба (1977)
- Конец императора тайги (1978)
- Поздняя ягода (1978)
- Предварительное расследование (1978)
- Особо важное задание (1979)
- Москва слезам не верит (1979)
- Огарева, 6 (1980)
- Петровка, 38 (1980)
- У матросов нет вопросов (1980)
- Срочно... Секретно... Губчека... (1982)
- Приступить к ликвидации (1983)
- Второй раз в Крыму (1984)
- ТАСС уполномочен заявить (1984)
- Внимание! Всем постам (1985)
- Соучастие в убийстве (1985)
- Аэропорт со служебного входа (1986)
- Наградить (посмертно) (1986)
- Размах крыльев (1986)
- Акция (1987)
- Консультант по эпохе (1987)
/киноальманах "Клиника"/
- Следопыт (1987)
- Спасённому – рай (1988)
- Похороны Сталина (1990)
- Заряженные смертью (1991)
- Великий муравьиный путь (1992)
- Грех (1992)
- Будулай, которого не ждут (1994)
/"Цыганский остров" ТВ/
|
Георгий Александрович ЮМАТОВ родился в нормальной мещанской московской семье. Народный артист РСФСР (1982). Артистом он никогда не хотел быть. Единственная у него любовь – к морю. Мужественная внешность не была только оболочкой. В 1941-1942 гг. учился в Военно-морской школе. В 1942г. ушёл на флот юнгой и воевал до мая 1945г. Плавал на торпедных и бронекатерах, высаживался в составе десанта морской пехоты в тылу врага. Был несколько раз ранен, контужен. На одном пальце перерезано сухожилие. Награждён орденами и медалями. С 1945г. – актёр киностудии "Мосфильм". До 1994г. – актёр Театра-студии киноактёра. Пройдя войну юнгой, он в кино оказался абсолютно случайно. В Доме Кино была встреча Нового года, и Сергей Апполинарович ГЕРАСИМОВ обратил внимание на молодого красивого матроса. И именно Герасимов убедил АЛЕКСАНДРОВА снять его в крохотной роли в фильме “Весна”. Потом уже Герасимов взял его сниматься в “Молодой Гвардии”. Не получив профессионального образования, он пошёл, пошёл, и стал звездой первой величины. Юматов был романтическим героем Советского кино. Он стал звездой, т.к. у него было главное качество – биологическая энергия времени. И, конечно, внешность. Его очень любил ЛУКОВ, который очень хорошо работал с артистами и очень хорошо выбирал. И если артист хоть раз поработал в такой обстановке режиссёрского доверия, он приобретает уверенность. Он хорошо играл у РОМА. В фильмах снималось много хороших актёров. ЛИВАНОВ, например. Но, это был в большей степени театр. А вот кино – в таком американском понимании – Юматов!. Он очень точен. Он такой, какой вот есть человек. Люди, знавшие его, говорили о нём разное. Иногда прямо противоположное. Кто-то говорил, что он грубиян, хам, с ним нельзя разговаривать. Кто-то говорил, какой он милый, обаятельный, кроткий. Кто-то говорил, что он жестокий, безжалостный человек. Кто-то говорил, что он добрый, даже сентиментальный. Из всех оценок рисуется образ человека сложный и противоречивый. Но, если вдуматься, то не более сложный, чем каждый из нас. Как человек, прошедший армию, он был дисциплинирован. То, что он срывал съёмки и пил – это другое. Но, в сам момент работы с ним все очень любили работать. Он был очень профессионален, хотя никогда не разговаривал на теоритические темы, и всё, что ему нужно было «понимать в кино, он понимал самостоятельно, а не надеялся на режиссёра. Если ему что-то не нравилось в сценарии, он «посылал» немедленно. Он должен был сниматься в главной роли в «Белом солнце пустыни», но он не очень ладил с Владимиром МОТЫЛЁМ и в это время загулял, – и его заменили Анатолием КУЗНЕЦОВЫМ. Он очень жалел, что не снялся. Он был традиционный русский актёр… из ряда АЛЕЙНИКОВ, КРЮЧКОВ… В 1958г. важно было перейти в новое качество. Сыграл впервые психологическую роль. И отношение к нему стало серьёзнее. В Болгарии ему вручили орден, как воину и участнику фильма «Герои Шипки».
Актриса Татьяна КОНЮХОВА: “В 1956г. меня пригласили на киностудию им. Горького в группу «Разные судьбы». Я, разговаривая с режиссёром, стала отказываться от роли, но тут в комнату вошёл Жора, и с ходу говорит: «Соня!» – это было имя героини. Режиссёр ему говорит: «Да вот, не хочет сниматься». «Да что Вы её слушаете!? Давайте репетировать. Завтра съёмка уже» – сказал Юматов. Так мы и познакомились.”
Актёр Василий ЛАНОВОЙ: “Он был, точно по Алексею ТОЛСТОМУ, русский характер. Замечательно мужественный, от природы мудрый, ироничный, злой, добрый, жалостливый, жестокий. Всё это поразительно собиралось в нём… Он остался на всю жизнь неподкупным. Он не способен был идти на душевный компромисс. Венька Малышев – это он, и он играл самого себя… Я встретился с ним в «Офицерах» в 1970г. Мне было 36 лет, а Георгию 41-42. Работалось замечательно. Снимали в Севастополе, в Москве, в Ашхабаде (сцены на погранзаставе). Многие драки Жора снимал сам, и сам ставил их. По этой части он был мастак. Во время работы он очень много помогал и мне, и Алине ПОКРОВСКОЙ. Он был актёром страшной натуральности. Он был невероятно правдив… Талант – это темперамент. У него был бешеный темперамент. Он был максималист. Когда он закусывал губу, – это берегись и берегись.”
Актриса Тамара СЁМИНА: “Мы снимались у ПОЛОКИ в «Один из нас». Он верил в предлагаемые обстоятельства. Вот он там. Он такой. Он так должен поступать. Так должен себя вести. Никакого цинизма. Такая ВЕРА! Это и давало свои результаты, где бы он ни показывался… Фильм «Порожний рейс» – трудная роль, и очень трудное сочетание – смешной чудак. Он многосторонний. Очень нежный, очень трогательный, очень ранимый, очень одинокий человек, безумно совершенно одинокий. Свою незащищённость и ранимость он прятал. Безумно он тосковал по ребёнку. Возможно, от этого он и наделал много глупостей в своей жизни. Кто его не знал, говорили, что он хам такой, вообще грубый.”
Драматург Виктор МЕРЕЖКО: “Режиссёр Валентин КОЗАЧКОВ пригласил меня в Одессу переписывать чужой сценарий. Там снимались Юматов, ПУГОВКИН, Муза Викторова-Крепкогорская (жена Юматова). Там началась наша дружба. Муза называла мою дочь Машу «крестницей». У них с женой не было детей, хотя они невероятно любили детей, и собак. Два одиночества, и два счастливых человека. Они ссорились, ругались. Жора хлопал дверью, уходил, но никогда навсегда. У Музы случился роман, и она ушла. Он встречал её, просил вернуться. Она не возвращалась, но потом вернулась, сказав: «Жора. Я вернулась, потому что никто меня так не любит как ты». И он немедленно простил всё, и забыл это.”
Все знали, что он ничего не берёт лишнего, ничего не просит и даже не дополучает того, что надо. Ему народного артиста давали лет пять, и каждый раз что-нибудь случалось и приходилось отзывать документы обратно. Потому что обязательно он чего-нибудь отчебучит. Он всегда куда-то спешил. Жена боялась с ним ездить на их старенькой «Волге». Он ненавидел понятие «60 км/ч». А если выпивал, он обязательно садился за руль. В своё время ему выпала невиданная слава, а затем о нём забыли. Оказавшись не у дел, он запил. Он с женой жил в районе метро «Аэропорт» только на пенсию. У него была немного повышенная, военная – он был контужен. У неё 300руб. Концертов не было, приглашения были очень редко. «Закат был не самым радостным». Как то он не очень понимал, что происходит. Ничего же не меняется. Всё тоже народное поклонение. А денег конкрентных нет. И не понятно, как же жить дальше. Ему не нравилось, что он не понимает всей ситуации. И работы нет. Вот эта невостребованность его раздражала. А он не тот человек, который мог что-то терпеть. Ему лучше было взорваться. И эта чудовищная история с выстрелом. Ну, это тоже часть его актёрской натуры – он импульсивен. Он несоображает. Он сначала должен действовать. Что такое кино? Это действие. И он привык, что он должен выразить себя в каком-то поступке. Так просто кричать, разговаривать аналитически, он не мог, вот он и схватил ружьё. Когда умерла очередная любимая собачка Фрося, жившая у него 11 лет, он попросил дворника похоронить её. Похороны эти начали утром, часов в 6 – 7. Потом они стали поминать собаку. Во время поминок он показал дворнику трофейное ружьё. Вскоре дело дошло до выяснения отношений. И возник спор – надо ли так убиваться над собакой. Дворник сказал: «Собака есть собака. Это же не человек». На что Юматов возразил, сказав: «Иная собака намного лучше человека иного»… слово за слово… Дворник сказал: "Ты такой же нищий, как и я. Ну, артист, ну воевал, а кому ты сейчас нужен? Ни на той ты стороне воевал и не в ту сторону стрелял. Если бы стрелял куда надо, сейчас бы пил баварское пиво" Юматов спросил: "Ты сам из Нагорного Карабаха. А чего же здесь ошиваешься, когда у тебя на родине стреляют?" Дворник схватил со стола нож и бросил его в Юматова. Тот поднял ружьё и раздался выстрел. Через некоторое время он попросил жену вызвать милицию. Его защищал адвокат Борис Кузнецов. После 2-х месяцев пребывания в тюрьме он был освобождён, но у него случилось 2 инфаркта, инсульт. Его не судили, оправдав по обстоятельствам (точнее прекратили дело с квалификацией “превышение необходимой самообороны”), но он всю жизнь не мог забыть и простить себе это. Он стал ходить в церковь, молится. Это его успокаивало. Он сник, от него осталось половина. С постели он практически не вставал с марта 1996г.
Леонид ФИЛАТОВ в телепередаче «Чтобы помнили…» сказал, что во время подготовки передачи ему позвонила женщина и сказала, что Юматов “не убивал, я точно знаю, что он не убивал. Он взял чужую вину на себя”.
“Судьба человека – такой блистательный…, а за несколько дней до смерти, – стесняющийся себя, забываемый артист.” (В.Мережко).
|