В лабиринте кривых зеркал
Школьный вечер. Мне 15 лет. Грохочет музыка, но я её совсем не слышу – так
сильно стучит кровь в висках. Нервно посмеиваются рядом сбившиеся в стайку подружки,
и волнение "первого бала" превращается почти в истерику. Пригласят, не пригласят?
Выберут, не выберут? "Вы танцуете? А я пою!" бросает первой школьной красавице
прыщавый мальчишка, давно и безответно в неё влюбленный. Сегодня прыщавый торжествует.
Он ещё не понимает, но уже чувствует – обстоятельства вечера в его пользу. Он
выбирает, и стоящая у стенки красивая девочка почти плачет, и по её глазам вижу
– она бы пошла танцевать даже с ним. Потому что страх быть вовсе никем не выбранной
сильнее презрения к глупому мальчишке. И сегодня вечером, придя домой и взглянув
в зеркало, красивая девочка впервые усомнится в правдивости отражения. Ведь
она узнала закон, о котором ничего не сказано ни в одном школьном учебнике,
но который по сути является доминантой человеческой жизни – мы ощущаем себя
так, как воспринимаемся окружающими. Отражаясь в зеркалах людских мнений, мы
в зависимости от них красивы или уродливы, умны или глупы, раскованны или стеснительны.
Зеркальный лабиринт дарит нашему облику сотни отражений, среди которых порой и не отыскать себя, настоящего.
Кто мы? Откуда? Чего достойны? Сверхвопросы, определяющие любую жизнь, для
женщины имеют особенно мучительное значение. Для женщины – как извечного объекта
мужского выбора, от которого во многом зависит женская самооценка. И что бы
ни кричали продвинутые женские издания о равных правах полов в вопросе взаимного
выбора, и как бы ни пытались феминистки уничтожить "проклятый вопрос" – детерминированность
общества в этой области человеческих отношений очевидна. Ибо и сегодня, как
и сто и более лет назад, последнее слово в виде официального предложения руки и сердца остается за мужчиной.
А что остается женщине? Особенно в начале пути, в отсутствие опыта, приобретаемого
методом проб и ошибок на полях мнимого полового равенства? Умные книжки вроде
"Тысячи секретов обольщения" и "Как его на себе женить"? Или русскоязычная калька
с западных журналов о том, в каком нижнем белье ты выглядишь наиболее сексуально?
Пёстрый камуфляж для маскировки страха быть невыбранной.
К истории вопроса
Как ни парадоксально, но сто и более лет назад общество, отказывая женщине
во многих правах и свободах, которыми мы справедливо гордимся ныне, в целом
несло за её судьбу несравненно большую ответственность. Сословный брак, его
церковное освящение и родительского благословение – вот три кита, державшие
на своих спинах "личную жизнь" общества. В современных западных демократиях,
несмотря на все потрясения от сексуальных революций и бурного развития женских
движений, традиционные ценности, касающиеся семьи, претерпели ничтожно малые
изменения. Семья в общественном сознании по-прежнему является фундаментом для
полноценного развития личности, её защиты от внешнего мира и средством интеграции в этот мир.
Такая модель семьи, характерная и для дореволюционной России, обеспечивала
женщине вполне определенный набор услуг, в основе которых лежала забота о её будущем.
Появление в семье дочери сразу накладывало на родителей конкретные обязательства,
воспринимавшиеся как непременный родительский долг. Надо было позаботиться о
приданом – и как можно раньше. Каждому сословию соответствовали свои представления
о том, каким должно быть это приданое, так же, как и представление о будущем
женихе. Искали человека "своего круга" и порой задолго до возможного бракосочетания.
Помолвки детей не являлись исключением как в аристократической среде, стремившейся
к объединению состояний и знатных фамилий, так и у других сословий – стремившихся
на своём уровне к тому же. Девочка с детства чувствовала себя под защитой –
рода, клана, семьи. И если её собственная свобода выбора и была ограничена,
то не более как рамками сословия. Внутри "своего круга" молодые люди обоего
пола были достаточно свободны, чтобы выбирать друг друга по интересу. Другое
дело, насколько мощным в нём был компонент интересов клана? Николай Ростов,
размышляющий о возможной женитьбе на княжне Марии Болконской, не в последнюю
очередь думает о ней как об одной из самых богатых и знатных невест России.
Он думает и о том, как была бы довольна этим выбором его мать. Брак, заключённый
против воли родителей, считался обречённым на неудачу. И вовсе не потому, что
жестокосердная родня могла лишить чадо наследства. И вовсе не из глупых суеверий,
как объяснили нам впоследствии проповедники новой жизни. Родительское благословение
было важнейшим актом передачи детям духовного наследия семьи, связующим звеном между прошлым и будущим.
Обряд венчания продолжал и завершал обряд родительского благословения. Отец
непременно вёл дочь к аналою, где и передавал будущему супругу. "Быть вместе
в радости и горести, здоровье и болезни". Два человека перед лицом Бога вручали
друг другу свои судьбы, внимая вечным словам о святости уз, которые отныне связали
их навсегда. И как смешны в этом свете все наши советские представления о якобы
необыкновенном героизме жён декабристов, без раздумий разделивших участь мужей.
Женщин, которые и ведать не ведали ни о каких тайных обществах, с лёгкостью
записали в сподвижниц, ринувшихся "во глубину сибирских руд", конечно же, из
сочувствия политическим взглядам мужей. Но не было – ни героизма, ни политических
взглядов. Просто пришло время разделить беду, горе – так же, как делили радость. Всё пополам, как и было обещано.
Век минувший в одночасье уничтожил все "предрассудки", "закабалявшие женщину
в дворянско-буржуазном обществе". Наравне со многими другими ценностями старого
мира был развенчан и многократно осмеян и институт брака. А в памяти народной
он оставался связанным исключительно с картиной Пукирева "Неравный брак" да
с тёмным царством купеческого быта, изредка пронзаемого лучами света. Женщина,
наконец освободившаяся от власти жестоких и корыстных родителей и деспотии мужа,
вздохнула полной грудью. И осталась один на один с иллюзиями полового равенства,
с долгожданной свободой личного выбора и отсутствием хоть каких-то инструментов для его осуществления.
Очень личный опыт
О скольких вещах, развивая мою личность, беседовали со мной родители! Об истории
и поэзии, о революции и полётах в космос, об общественном благе. Только не о
моей будущей женской судьбе. Впрочем, догадываюсь, что и с самими родителями
бабушки-дедушки о личном не говорили. Бабушки-дедушки, сорванные с насиженных
предками мест, строили новый мир с отчаянным энтузиазмом и, насколько помню,
вообще пропагандировали безбытность. Я не пытаюсь сегодня дать этому никакой
этической оценки – я только констатирую факт. В контексте этой жизни все разговоры
о личном были просто неуместны и собственно личный аспект отдавался на откуп
случаю. Мезальянс – случайный, неравный брак, в традиционном обществе всегда
являвшийся исключением из правил, в обществе перекати-поле, маргинальном сам
стал правилом. Этот брак ни на чём не основывался, кроме романтически-сексуальной
тяги, казавшейся любовью. Я вышла замуж именно по этому интересу, просто не
представляя, что может быть что-то другое. К тому же подруги как-то вдруг косяком
пошли в ЗАГС и тётушки-соседки намертво приклеивались в лифте с вопросом – когда?
И в какой-то момент я снова почувствовала себя той зажатой девочкой на давнем
школьном вечере и моё отражение в зеркале гримасничало и смеялось: "Выберут,
не выберут?" Я была совсем одна со своими вопросами и попытками самоидентификации.
По существу мой выбор был навязан обстоятельствами – ложными обстоятельствами,
обусловившими ложный выбор. Я вышла замуж за первого встречного. Только в сказках
первые встречные оказываются переодетыми принцами – и в этом мне предстояло
убедиться. Но тогда мы были молоды, привлекательны и отлично ладили сексуально.
Родители не одобрили мой выбор. Но что они могли мне предложить? Общие слова
и оценки, относящиеся скорее к области вкуса – нравится не нравится, хороший
– плохой, низкий – высокий. Но вкус дело сугубо личное и поэтому аргументы
родителей меня не убеждали – и не могли убедить. "Ты достойна лучшего!" Но на
вопрос, а что же это "лучшее и где его взять" последовало растерянное молчание.
Родители сдались – ведь в крайнем случае можно развестись. И с этой мыслью,
пусть и загнанной глубоко в подсознание, я и вышла замуж. Такая чудовищная подмена
изначальной установки на брак, дополненная легкостью развода, воспринимавшегося
в обществе чуть ли не как первое условие свободы личности, не могла не привести
к вполне определенному результату. Это показала уже ближайшая пятилетка, когда
подруги снова потянулись ЗАГС – на этот раз с прямо противоположными целями.
Впрочем, я не жалею о случившемся. Я приобрела опыт "как не надо". Но где и
как теперь уже нашим детям приобрести опыт "как надо"? Историю не повернуть
вспять и сколько бы мы ни сожалели об утраченных ценностях традиционного общества
– их не насадить, подобно розовым кустам в саду, никакими указами сверху. Восстановление
этих ценностей – сугубо индивидуальный путь. Путь возобновления тонкой нити
прерванной культурной передачи, в которой каждое поколение неразрывно связано
как с предыдущим, так и с последующим. И сделать это можно только через семью.
Укрепить свой дом, вернувшись к главным ролевым обязанностям мужчины и женщины,
при четком позиционировании которых никогда не возникнет вопросов "кто что должен?"
И слово "ответственность" наконец наполнится смыслом – как в отношении друг
друга, так и в отношении детей – которым только личный пример семьи может дать
ответ на вопросы: "Кто я? Откуда? Чего достоин?" |